Зачем учителю интерактивные технологии?

Сфера образования является, наверное, самой консервативной, воспроизводящей методики из поколения в поколение. Учителя, в обыденной жизни быстро освоившие гаджеты, в преподавании придерживаются традиционных методик: мне достаточно доски и мела, у меня есть карточки. Интерактивные доски, если они есть, не используются или используются, как экраны. «Нам не разрешают трогать» – говорят дети.

Главных причин, как мне представляется, существует всего две. Первая – это страх испортить дорогостоящее оборудование и страх вообще перед техникой и изучением программ. Вторая – это нежелание тратить время на что-то непривычное и новое.

Со страхами бороться трудно. Если коротко, то они преодолеваются через накопление знаний (почитать инструкцию, пройти обучение) и практику (дорогу осилит идущий…).

Нежелание учиться и пробовать новое имеет за собой аргументацию посильнее.

Есть просто нежелание учиться и тратить хоть сколько-то личного времени. Тут взрослые ведут себя ровно так же, как их ученики, которым не понятно, не сосредоточиться, не хочется напрягаться, нет времени, а нравится, только если получается легко и сразу.

Есть профессиональная аргументация, что средства ИКТ только отвлекают детей. Например, в работе учителя-логопеда самым эффективным приемом по научению ребенка выговаривать звук Р является сочетание действий ребенка по развитию крупной или мелкой моторики и многократное проговаривание им фраз с небольшими вариациями. Сосредоточенность ребенка на построении фразы, правильном произнесении звуков и координации собственных движений делает неуместным применение еще и каких-либо информационных технологий.

Попробуем найти мотивацию для взрослых в пользу интерактивных заданий.

Некоторую мотивацию дают требования ФГОС в части внедрения в образовательный процесс средств ИКТ. Прогресс есть: экраны и доски используют для информационного транслирования учебного материала с помощью слайдов или видео. С одной стороны, детям стало интереснее, с другой – смотреть презентации быстро наскучивает.

В требованиях ФГОС также говорится о необходимости деятельностного познания, и это находит поддержку в педагогическом сообществе. В каждом втором эссе эпиграфом приводятся слова «услышал – забыл, увидел – запомнил, сделал – понял». «Сделал» включает в себя и предыдущие действия: услышал, увидел, произнес вслух, осознал. Запоминается лучше то, что сопровождается более широким спектром каналов восприятий.

Интерактивные технологии – когда ученика просят что-то сделать на интерактивной доске – можно рассматривать как такое расширение восприятия. Восприятие задания учеником, стоящим у доски, а не сидящим за партой, является для него гораздо более эмоциональным и затрудненным, что неоднократно обнаруживали слушатели курсов по интерактивным технологиям. Педагогу следует это учитывать, понимать, что ученик, возможно, запомнит ситуацию и эту задачу на всю жизнь, использовать интерактивные технологии для «глубокого погружения».

Если давать детям несложные интерактивные задания и часто, они привыкнут выходить к доске, что тоже неплохо, но время урока будет расходоваться не самым эффективным образом. Как говорится, хорошего – понемножку, иначе наступает привыкание.

Одной из первых о применении интерактивных заданий для класса как о «подарке» рассказала учитель географии Шарыгина Л.Д.: при одном-двух часах в неделю и огромном материале Людмила Дмитриевна использует интерактивные презентации с выдвижными элементами и подготавливает одно интерактивное задание для детей. «А сегодня подарок будет?» – спрашивают дети, заходя в класс. Таким образом, интерактивное задание, подарок, становится инструментом для учителя, чтобы на сильном эмоциональном отклике класса закрепить самое главное и сложное из урока или темы.

Аналогично действуют многие педагоги дошкольных организаций – интерактивные задания и игры дают детям в конце лексической недели как проверку, обобщение и еще один вид деятельности.

Для преподавателя подготовить одно-два задания в неделю занимает приемлемое время, при этом он создает свою «копилку». Редактирование готовых заданий, построенных на основе интерактивных шаблонов PowerPoint, проводится очень быстро, при этом еще одно задание появляется в «копилке». Попробуйте, сделайте, почувствуйте, как повысится Ваше настроение и настроение класса!

Зачем учителю интерактивные технологии?
Пролистать наверх